Аюрведическая диета. Индивидуальный выбор режима питания

Я пища, Я принимающий пищу,

Я съедаю принимающего пищу. Я поглощаю всю

Вселенную. Свет мой подобен Солнцу.

— Тайттирийя Упанишада II, 9. 6.

ДИЕТОТЕРАПИЯ

Чтобы траволечение было по-настоящему эффективным, его необходимо дополнить соответствующей диетой. Диета может усиливать целебную силу трав, а может и противодействовать ей. Неподходящее питание при правильном выборе трав либо нейтрализует, либо сильно ограничивает их действие.

Травы и продукты питания сходны с точки зрения энергетики, и их рассмотрение может основываться на одних и тех же принципах: энергии и вкусе, пяти элементах и дошах. Травы обеспечивают питание на тонком уровне, а пища — на более грубом и ощутимом.

Диетотерапия может являться эффективным методом лечения и сама по себе; ее результаты проявляются не так быстро, как результаты траволечения, но со временем оказываются столь же выраженными. Это самый безопасный из методов, и в тех случаях, когда знание трав недостаточно для того, чтобы верно назначить лечение, диета может его заменить. Она составляет самую суть эффективной заботы о собственном здоровье.

И наоборот: неправильное питание — важнейший из физических факторов, вызывающих заболевания. Следовательно, корректируя свой рацион, мы не только увеличиваем целебную силу трав, но и устраняем одну из основных причин болезни. Аюрведа подчеркивает первостепенное значение индивидуально подобранной диеты, рассматривая ее как главное средство длительного лечения физического тела, называемого на санскрите «аннамайя коша» (пищевая оболочка).

Аюрведу интересует в первую очередь влияние энергетики пищи на доши. Для нее не так важны химический состав тех или иных продуктов, содержание в них минералов или витаминов. С аюрведической точки зрения, стандартной диеты для всех и каждого быть не может, как не может быть нормирована и ежедневная потребность в определенных веществах. Основное значение придается тому, чтобы пища, которую мы принимаем, и то, как мы ее принимаем, гармонировали с нашей природой. Поэтому в Аюрведе продукты классифицируются по тому, как они воздействуют на доши. Этот подход прост, но вместе с тем всеобъемлющ. С его помощью мы легко можем понять, что для нас полезно и почему.

Питание и ум

В философии Веданты ум (маномайя коша) считается квинтэссенцией пищи. Уддалака Аруни, знаменитый мудрец древности, утверждает: «Съеденная пища разделяется на три части. Самая грубая часть становится экскрементами. Средняя часть становится плотью. Тонкая часть становится умом» (Чандогья Упанишада VI, 4.1.). Широко известно изречение: «Мы — это то, что мы едим». Природа нашей пищи влияет на наши эмоции и может создавать предрасположенность как к психическим, так и к физическим расстройствам. Точно так же, как отрицательные эмоции способны нарушить наше пищеварение, плохое пищеварение может, в свою очередь, оказать негативное воздействие на наши эмоции.

Следует учитывать духовные свойства той пищи, которую мы едим. Улучшает ли она деятельность нашей психики, способствует ли покою ума — или же оказывает возмущающее воздействие? Именно по этой причине мясо, сколь бы питательно оно ни было, не может считаться благоприятным продуктом: оно несет в себе энергию смерти, насилия и распада, ему сопутствуют такие негативные эмоции, как страх и ненависть (см. также раздел «Саттвичная диета»).

Другое изречение Уддалака Аруни гласит: «Выпитая вода разделяется на три части. Грубая часть становится мочой. Средняя часть становится кровью. Тонкая часть становится жизненной силой (Праной)». (Чандогья Упанишада VI, 4.2.). То есть вода также питает нашу жизненную силу. Питье несвежей воды, которая течет из наших кранов, или дистиллированной воды, а также употребление алкоголя, кофе и других возбуждающих напитков ослабляет нашу жизненную силу и тем самым приводит в беспорядок наши чувства и мысли.

Принципы аюрведической диететики

Наряду с характером самой пищи, следует принимать во внимание и другие факторы. Согласно Аюрведе, к ним относятся сочетания продуктов, способы приготовления пищи, количество пищи и частота ее принятия, а также время и место приема пищи. Правильным должно быть и эмоциональное состояние. Даже хорошая пища, если ее принимать в плохом настроении, может вызвать болезнь. Важным фактором является и настрой человека, занимающегося приготовлением еды: готовить ее нужно с усердием и добрым чувством.

Времена года

Диета должна соответствовать климатическим условиям, времени года, а также возрасту пациента. Осенью особое внимание следует уделять пище, снижающей Вату, в конце весны и летом — снижающей Питту, а зимой и ранней весной — снижающей Капху.

Тем, чья конституция в равной степени определяется двумя дошами (так называемые двойственные типы), нужно менять общий характер диеты дважды в год. При конституции Вата-Питта осенью и зимой требуется диета, снижающая Вату, а весной и летом — снижающая Питту. При конституции Вата-Капха летом и осенью нужно соблюдать диету, снижающую Вату, а зимой и весной — диету, снижающую Капху. Люди, относящиеся к типу Питта-Капха, летом и осенью нуждаются в диете, снижающей Питту, а зимой и весной — в диете, снижающей Капху.

Климат

Диета, снижающая Вату, больше подходит для холодного, сухого, ветреного климата, характерного, в частности, для пустынь и равнин, расположенных на возвышенностях. Диета, снижающая Питту, более уместна в районах с жарким климатом. Диета, снижающая Капху, больше подходит для районов с влажным и холодным климатом.

Существуют не только двойственные конституциональные типы, но и двойственные типы климата. В жаркой пустыне климат типа Питта-Вата, а в экваториальном поясе — типа Питта-Капха4.

4 Третий тип двойственного климата — Вата-Капха — характерен для высокогорья. (Прим. ред.)

Возраст и пол

Пожилым людям больше подходит диета, снижающая Вату. В среднем возрасте лучше придерживаться диеты, снижающей Питту. Для детей следует выбирать диету, не возбуждающую Капху. Мужчинам надо соблюдать диету, снижающую Питту, женщинам — диету, снижающую Капху. Однако эти общие принципы не заменяют, а лишь дополняют основной принцип индивидуальной диеты — уравновешивание доминирующей доши.

Свойства пищи

Пища по своему тепловому воздействию тяготеет к нейтральности: она не слишком горяча и не слишком холодна. Поэтому ее согревающее либо охлаждающее воздействие — весьма умеренное. Для того чтобы оно могло проявиться, необходимо принимать соответствующие продукты в больших количествах или в течение долгого времени. Пищу можно сделать более горячей, приготовив ее на огне либо добавив специи, или более холодной, принимая ее в холодном либо в сыром виде. Очень горячие продукты (например перец) или очень холодные (например горькие травы) не представляют большой пищевой ценности.

Будучи скорее нейтральной по своему тепловому воздействию, пища все же существенно различается по степени тяжести и легкости. Большинство продуктов относится к числу тяжелых. Более легкой пищу можно сделать при помощи специй или употребляя ее в меньших количествах. Пища бывает также осушающей и увлажняющей, причем чаще увлажняющей. Сделать ее более сухой можно путем выпаривания или приготовления без воды, а более влажной — добавив при ее приготовлении какую-либо жидкость или масло.

ДИЕТЫ ДЛЯ ТРЕХ ДОШ

При лечении большинства заболеваний необходима диета, противоположная по своей природе той доше, которая вызвала болезнь. Обычно она совпадает с диетой для данного конституционального типа, поскольку болезни чаще вызывает именно доминирующая доша. Все диеты следует назначать с учетом перечисленных выше факторов. Кроме этого, мы должны обращать внимание не только на то, что мы едим, но и на то, как мы это делаем.

Недостаточно просто воздерживаться от употребления вредных для нас продуктов. Следует также улучшать свое пищеварение с помощью специй, трав и других методов, иначе даже полезная для нас пища не будет должным образом усваиваться.

Заметим, что свойства пищи в значительной степени зависят от свежести продуктов, способа их приготовления и от их сочетания. Предлагаемая здесь система является лишь общим руководством. Мнения практикующих целителей по поводу свойств отдельных продуктов могут не совпадать между собой, причем к пище это относится в еще большей мере, чем к травам.

Я классифицировал продукты питания по степени, в которой они повышают или снижают уровень дош: «1» — первая, или низшая, степень; «2» — умеренная; «3» — самое сильное воздействие, высшая степень. Следовательно, в колонке, обозначенной словом «Да», продукт, отмеченный цифрой «1», в наименьшей степени снижает соответствующую дошу, «2» — снижает ее в умеренной степени, «3» — в наибольшей. В колонке «Нет» продукт, обозначенный цифрой «1», увеличивает эту дошу в наименьшей степени, «2» — в умеренной, и «3» — в наибольшей. Таким образом, для каждой доши лучшие продукты будут обозначены цифрой «3» в колонке «Да», а худшие — цифрой «3» в колонке «Нет».

Цифре «1» в колонке «Нет» соответствуют те продукты, которые можно употреблять от случая к случаю, либо те, действие которых легко нейтрализовать. Важно то, какие продукты преобладают в нашем рационе, поэтому кроме тех случаев, когда мы серьезно больны, у нас есть некоторая свобода выбора.

В данной классификации продукты оцениваются также по категориям в целом (все фрукты, все овощи и т.д.). В тех случаях, когда и сам продукт, и категория, в которую он входит, повышают уровень какой-либо доши, его воздействие на эту дошу оказывается более выраженным. Продукты, не вошедшие в список, можно оценить, зная их категорию или сравнив с похожими продуктами.

Posted in Аюрведическая терапия.