Аюрведическое смешивание масел

Смешивание — это искусство соединения двух или более эфирных масел для получения состава с новыми свойствами. Одно из важных правил, которые необходимо соблюдать при смешивании, заключается в том, чтобы избегать совмещения противоположностей, иначе свойства масел взаимно нейтрализуются.  Например, если вы готовите состав, предназначенный для успокоения или охлаждения, не следует добавлять в него согревающие и стимулирующие масла.

В основе французской методики смешивания лежит система координат, в которой все масла классифицируются на основе двух пар противоположностей. На горизонтальной оси располагаются наркотические (слева) и стимулирующие (справа) масла, а на вертикальной — свежие и чистые (вверху) и эрогенные (внизу). Масла, которые обладают стимулирующими свойствами, не следует смешивать с наркотическими маслами, а чистые масла — с эрогенными. В противном случае свойства масел в смеси взаимно уничтожатся. Соблюдение этого принципа позволяет избежать многих неудач. Д-р Курт Шнаубельт в своем руководстве по ароматерапии дает превосходное описание этой методики смешивания и показывает, что чистое (антиэрогенное) масло со стимулирующим образует освежающий состав, стимулирующее с эрогенным — возбуждающий, эрогенное с наркотическим — «знойный», а наркотическое с антиэрогенным — успокаивающий. Тем, кто заинтересовался этой методикой, мы рекомендуем обратиться к курсу лекций д-ра Шнаубельта (см. в библиографии).

Существует и множество других методов смешивания, в том числе астрологический, позволяющий составлять композиции эфирных масел, соответствующие различным знакам зодиака, планетам, элементам и даже каббалистическим символам. Эта методика описана в работе «Магическое и ритуальное применение ароматов» Ричарда Алена Миллера и Айоны Миллер (которые приходятся лишь однофамильцами авторам данной книги). Там же рассказывается об особом методе смешивания, которым пользовался итальянский исследователь Парессе. Он соотнес различные эфирные масла со ступенями музыкального звукоряда, взяв за основу показатель скорости, с которой испаряется масло. С учетом этих соотнесений можно составлять «аккорды», которые, с точки зрения теории музыки, должны «звучать» гармонично. К примеру, букет ароматов, соответствующий нотам «до» различных октав, от баса до сопрано, включает сандал, герань, акацию, цветки апельсина и камфору.

«ТОНА» АРОМАТОВ

Один из самых популярных методов смешивания эфирных масел, применяющихся в ароматерапии, основан на показателях скорости испарения. В соответствии с этими показателями все масла распределяются на три группы «тонов»: верхнюю, среднюю и нижнюю.

Верхние тона

В группу верхних тонов входят масла с самой высокой скоростью испарения, на запах которых мы реагируем очень быстро. Именно масла верхних тонов быстрее всего воспринимаются в букете ароматов и, как правило, пахнут сильнее прочих, но, к сожалению, запах их очень быстро улетучивается. Высоким показателем испарения обладают цитрусовые масла. Верхние тона составляют 10-15% от общего букета. Присущая им высокая скорость испарения объясняется высоким содержанием терпенов, молекулы которых невелики по размерам и быстро рассеиваются. Если нанести каплю масла верхнего тона на промокательную бумагу, то пятно продержится от 15 минут до 2 часов.

Средние тона

Средние тона в букете мы воспринимаем во вторую очередь, после того, как слегка рассеется подавляющий их аромат верхних тонов. Они составляют основу смеси — как правило, 40—80% состава. Благодаря им резкий запах верхних тонов гармонично сливается с глубоким ароматом нижних тонов. Масла средних тонов извлекаются, главным образом, из травянистых частей растений — лаванды, ромашки, пупавки, герани, листьев розового дерева. Как правило, они теплые, мягкие и сочные, оказывают стабилизирующее и гармонизирующее действие. Многие из них воздействуют преимущественно на обменные процессы — на пищеварение и другие функции внутренних органов, тогда как масла верхних тонов влияют, в первую очередь, на психическое состояние. Если нанести каплю масла среднего тона на промокательную бумагу, то пятно продержится от нескольких часов до нескольких дней.

Нижние тона

Ароматические вещества нижних тонов называют закрепителями, потому что они фиксируют, удерживают запах и замедляют процесс испарения верхних тонов. Типичные образцы ароматов нижних тонов — пачули, «кедровая древесина» и ветивер. Обычно это густые масла темного цвета. Если нюхать их во флаконе, то запах может показаться не слишком крепким. Но если нанести такое масло на тело или распылить в воздухе, то аромат окажется очень стойким и продержится несколько дней. Многие ароматические вещества нижних тонов имеют не очень приятный запах, но в смесях они играют очень важную роль, даже если составляют не более 5% букета. Эти вещества издавна применялись в духовных практиках (например, для умащения чакр), и многие из них связаны с мужскими или женскими половыми органами. На промокательной бумаге пятно от масла нижнего тона продержится от нескольких дней до нескольких недель.

Не следует забывать, что каждое эфирное масло содержит сотни химических компонентов. Одни из этих компонентов относятся к верхним тонам, другие — к средним, третьи — к нижним. Например, в составе масла дягиля присутствуют не только очень мощные и быстро воспринимающиеся обонянием верхние тона (мускусные кетоны, состоящие из молекул малой величины), но также и вещества средних и нижних тонов. Многие масла сами по себе представляют полноценные смеси, включающие полный спектр запахов. Еще один пример — розовое масло, в котором содержатся и верхние тона, и средние, и нижние.

Читая описания эфирных масел и книги по ароматерапии, вы можете обнаружить, что одно и то же масло одни авторы относят к верхним тонам, а другие — к средним. Подчас и те, и другие правы.

Смешивание эфирных масел позволяет получить состав, обладающий одновременно несколькими полезными свойствами. К примеру, если вы хотите избавиться от угрей, вам понадобится смесь с дезинфицирующим действием, чтобы избавиться от бактерий, вызывающих раздражение на поверхности кожи. Таким действием обладает лавандовое масло. Далее, вам потребуется эфирное масло, подавляющее функцию сальных желез и снижающее скорость обменных процессов в коже. Для этой цели подойдет масло из семян моркови или «кедровая древесина». Иногда угри сопровождаются воспалением, и в таких случаях следует добавить к смеси противовоспалительный компонент — например, масло зверобоя или аптечной ромашки. Нередко угри представляют собой внешнее проявление таких внутренних проблем, как нарушение душевного равновесия, низкая самооценка или недостаток уверенности в себе. Поэтому имеет смысл включить в состав масло дягиля, которое обладает способностью укреплять душевные силы. Работа составителя ароматических композиций заключается в том, чтобы изучать свойства отдельных масел, отбирать масла, которые хорошо согласуются друг с другом, не вступая в энергетическое противоречие, и следить за тем, чтобы состав получался гармоничным, сочетал в себе верхние, средние и нижние тона в должной пропорции и, наконец, обладал приятным запахом. Нередко масла верхних или средних тонов призваны маскировать неприятный запах масла нижнего тона, обладающего необходимыми лечебными свойствами.

Все эти принципы традиционного искусства смешивания можно дополнить аюрведическими правилами, приняв во внимание конституциональные типы и роль дисбаланса дош в возникновении различных заболеваний. В помощь ароматерапевтам, работающим в аюрведической системе, мы распределили масла для ваты, питты и капхи по трем дополнительным категориям — по группам верхних, средних и нижних тонов. Чтобы составлять сбалансированные аюрведические смеси, действуйте по следующей схеме:

1. Определите, какая доша вышла из равновесия.

2. Выберите масла верхнего, среднего и нижнего тонов с необходимыми терапевтическими свойствами, помогающие при дисбалансе данной доши.

3. Проведите эксперимент, смешав выбранные масла в малых количествах (по несколько капель), соблюдая следующее процентное соотношение: 10— 15% масел верхних тонов, 40—80% масел средних тонов и 5% масел нижних тонов.

4. Если вы получили смесь с приятным запахом и необходимыми терапевтическими свойствами, можете изготовить ее в большем количестве.

5. Пример: 2 капли масла дягиля, 10 капель масла ромашки и 1 капля мирры на 1,5 чайной ложки растительного масла.

Эфирные масла для смесей при дисбалансе ваты

ВЕРХНИЕ ТОНА

  • анис
  • апельсин
  • арника
  • базилик
  • бергамот
  • дягиль
  • камфора
  • лимон
  • мирт
  • перец гвоздичный
  • перец кубеба
  • сосна
  • танжерин
  • шалфей мускатный
  • эвкалипт
СРЕДНИЕ ТОНА

  • аджван
  • ваниль
  • кардамон
  • кориандр
  • корица
  • лаванда
  • лавр
  • мускатный орех
  • пупавка
  • розовое дерево
  • ромашка
  • укроп
  • фенхель
  • хмель
  • шалфей мускатный (верхние и средние)
  • эстрагон
НИЖНИЕ ТОНА

  • аир
  • гвоздика
  • джатамамси
  • дягиль
  • (верхние и нижние)
  • имбирь
  • корица (от нижних до средних)
  • кумин
  • ладан
  • мирра
  • моркови семя
  • роза
  • трифолия
  • ферула

Эфирные масла для смесей при дисбалансе питты

ВЕРХНИЕ ТОНА

  • апельсин
  • бергамот
  • гаультерия
  • лайм
  • лимон
  • лимонная трава
  • чампа
СРЕДНИЕ ТОНА

  • брами
  • зверобой
  • кориандр
  • куркума
  • мускатный цвет
  • мята курчавая
  • мята перечная
  • укроп
  • фенхель
  • хмель
  • хна
  • шалфей мускатный
  • шафран
НИЖНИЕ ТОНА

  • валериана
  • ваниль
  • ветивер
  • жасмин
  • кумин
  • куркума
  • маргоза
  • мирра
  • ноготки
  • роза
  • сандал
  • хна
  • эстрагон

Эфирные масла для смесей при дисбалансе капхи

ВЕРХНИЕ ТОНА

  • апельсин
  • базилик
  • девясил
  • камфора
  • лайм
  • лимон
  • лимонная трава
  • ньяули
  • перец кубеба
  • сосна
  • чампа
  • элеми
СРЕДНИЕ ТОНА

  • аджван
  • анис
  • душица
  • имбирь
  • иссоп
  • кориандр
  • корица
  • лавр
  • можжевельник
  • мята перечная
  • перец черный
  • петрушка
  • пупавка
  • розмарин
  • ромашка
  • тимьян
  • укроп
  • шалфей мускатный
НИЖНИЕ ТОНА

  • аир
  • валериана
  • гвоздика
  • джатамамси
  • дхавана
  • дягиль
  • жасмин
  • кардамон
  • кедр гималайский
  • кипарис
  • корица
  • кумин
  • куркума
  • маргоза
  • мирра
  • мускатный орех
  • нероли
  • роза
  • сандал
  • трифолия
  • чеснок
  • шалфей

МАСЛА-НОСИТЕЛИ

Выбор растительного масла, которое станет основой смеси, не менее важен, чем подбор эфирных масел для композиции. Каждое растительное масло обладает особыми свойствами, которые следует принимать во внимание.

(— : снижает уровень доши)

(+ : повышает уровень доши)

(0 : нейтральное)

(= : благоприятное для всех дош, уравновешивающее)

Масла-носители для смесей при дисбалансе ваты

Поскольку вата по своей природе суха, для нее потенциально благоприятны все растительные масла.

Масло авокадо (ВК—П + ). Сладкое и теплое, очень полезно для печени, богато витамином Е, увлажняет кожу, благотворно действует на ослабленные ткани.

Касторовое масло (ВК— П +). Густое, теплое и сладкое. При внутреннем употреблении очень эффективно при запорах и сухом стуле; в форме компрессов снимает мышечные спазмы и артритные боли, а также стимулирует циркуляцию лимфы.

Льняное масло (ВК—П + ). Помогает при запорах и обезвоживании, богато незаменимыми жирными кислотами, а потому оказывает стимулирующее действие на организм. Чрезвычайно эффективно действует при внутреннем употреблении.

Арахисовое масло (В—КП + ). Теплое, сладкое, с сильным запахом. Его аромат трудно «перекрыть» эфирными маслами, но Эдгар Кейс высоко ценил целебные свойства арахисового масла и активно его применял.

Кунжутное масло (В-КП + ). Очень полезно для сухой кожи. Питает и защищает кожу (блокирует до 45% ультрафиолетовых лучей солнечного света), богато минералами.

Масло грецкого ореха (В-КП + ). Охлаждает, успокаивает кожу, весьма эффективно при инфекциях. Масло грецкого ореха имеет довольно сильный запах, поэтому для изысканных композиций не подходит, однако оно очень богато питательными веществами.

Масла-носители для смесей при дисбалансе питты

Кокосовое масло (П-К+Во). Охлаждающее. Очень эффективно в составе лосьонов от загара (способствует отражению солнечных лучей), увлажняет кожу, помогает при воспалениях и кожных инфекциях. Вопреки распространенному мнению, не имеет запаха, если только в него не добавлены синтетические ароматизаторы.

Оливковое масло (П —К+). Сладкое и нейтральное. Одно из лучших средств для размягчения желчных камней и устранения застоев в желчных путях. Обладает антисептическими и стимулирующими свойствами. Эффективно при болях в суставах. Превосходная основа для лекарственных масел. В качестве масла-носителя для массажных смесей не очень популярно, так как обладает довольно сильным запахом.

Подсолнечное масло (ПК—Во). Сладкое и прохладное, питательное, эффективно при сыпях и инфекциях.

Масла-носители для смесей при дисбалансе капхи

Рапсовое масло (КВ-П + ). Бедно насыщенными жирами и помогает сохранить молодость кожи. Рапс принадлежит к тому же роду растений, что и горчица, и привносит в смеси огненное начало.

Кукурузное масло (КВ-П + ). Сильное мочегонное средство, оказывает согревающее действие, очень эффективно при водянке и отеках.

Горчичное масло (KB—П + ). Это масло часто можно встретить на прилавках бакалейных магазинов в Индии и странах Востока. Оно острое и горячее, способствует рассасыванию застоев. Особенно эффективно оно действует в компрессах для прогревания легких; также помогает при болях в животе.

Сафлоровое масло (ВК-П + ). Теплое и острое, отлично подходит для беременных женщин, помогает при нарушениях кровообращения и женских болезнях. Благоприятно для нормальной кожи.

Соевое масло (ПК-Во). Вяжущее и сушащее, содержит витамины. и Е, которые придают коже здоровый блеск.

Сладкое миндальное масло (ВК-П+). Также оказывает согревающее действие. Массажисты отдают ему предпочтение перед другими маслами, так как оно обладает мягким запахом. Горького миндального масла следует избегать: его используют в малых дозах как приправу к пище, но при попадании на кожу оно может оказывать раздражающее действие.

Масла для всех типов

Масло алоэ настоящего (ВПК—). Это масло само по себе является лекарственным, и его можно приготовить в домашних условиях. Нарежьте ломтиками свежие листья алоэ настоящего, засыпьте их в стеклянный сосуд и залейте каким-либо растительным маслом. Настаивайте в течение 30—60 дней, затем отцедите. Таким же способом можно изготовлять лекарственные масла и из других целебных растений.

Масло из ядрышек абрикоса (ВКП-). Пользуется популярностью среди массажистов. Сладкое, согревающее, чистое, со слабым запахом. Придает коже здоровый блеск и глянец. В Индии это масло используют в медицинских целях — как средство от запоров и инфекционных болезней.

Масло лесных орехов (ВКП —). Согревающее и питательное, благоприятно для сухой раздраженной кожи. Имеет сильный ореховый запах.

Масло жожоба (ВПК—). Извлекается из плодов растения, произрастающего на юго-западе США. По строению оно представляет собой воск, а потому не портится и не прогоркает, как другие растительные масла. Обладает противовоспалительными и солнцезащитными свойствами, полезно для волос, входит в состав многих парфюмерных средств, богато витаминами и минералами. «Неочищенное» масло жожобы обладает сильным запахом, похожим на ореховый; в ароматических смесях предпочтение отдают «очищенному» маслу — чистому и почти лишенному запаха.

Масло примулы вечерней (ПВК-). Превосходное масло для фито-эстрогенных пластырей; обладает мощным иммуностимулирующим Действием благодаря высокому содержанию незаменимых жирных кислот. Однако стоит оно очень дорого: оптовые цены на 1 унцию доходят до 100 долларов. Поэтому наружное его применение окажется по карману далеко не всем.

Масло пшеничных зародышей (ВПК-). Это масло также стоит очень дорого, поэтому использовать его в качестве основы для смесей не имеет смысла. Но можно добавлять его ко всем смесям в пропорции 1:10, чтобы продлить их срок годности: это масло обладает антиоксидантными свойствами.

Posted in Ароматерапия с позиций Аюрведы.