Аюрврдические режимы. Уравновешивание дош

Ом! Ум помни, помни себя.

— Иша Упанишада 14

Согласно Аюрведе, при всем многообразии болезней все они происходят от нарушения гармонии трех дош — Ваты, Питты и Капхи.

Доши могут порождать как физические, так и психические заболевания. Аюрведическое лечение приводит доши в равновесие и тем самым нейтрализует болезнь. В отличие от лечения в западной медицине, оно не связано с классификацией болезней и выявлением патогенных факторов: и тем и другим не придается первостепенного значения. Лечение, имеющее дело лишь с внешними факторами и симптомами заболевания, не затрагивает причин, лежащих в его основе. Приведение же дош в состояние равновесия лишает заболевание его корней.

Аюрведа и забота о своем здоровье

Среди аюрведических методов лечения довольно много простых. Для их применения пациенту не требуются предписания специалиста. Соблюдать диету, использовать лекарственные травы, придерживаться правильного образа жизни, заниматься йогой и медитацией можно самостоятельно. Более сложные средства (сильнодействующие травяные составы или минеральные препараты), а также более специальные методы (например хирургия) обычно необходимы лишь тогда, когда процесс заболевания долгое время оставался неконтролируемым и зашел уже слишком далеко.

То, что мы делаем ради своего здоровья сами, намного более эффективно, чем то, что сделает для нас кто-то другой. Если же наши усилия не увенчались успехом, тогда нужна помощь врача или даже госпитализация. Но после этого мы вновь окажемся в состоянии, когда мы должны будем сами заботиться о себе. Такие «мелочи», как отказ от вредных продуктов, в конечном итоге значат для нашего здоровья больше, чем прием многочисленных лекарств и бесконечные визиты к врачам.

Здоровый образ жизни невозможно заменить ничем. Его нельзя купить ни за какие деньги, и никто другой не в состоянии обеспечить его нам. Пока мы не будем жить в гармонии с собственной природой, мы не можем рассчитывать на то, что нас сможет исцелить тот или иной терапевтический метод. В том и состоит красота Аюрведы, что она дает нам знания, помогающие жить в гармонии. Она предлагает нам режим, соответствующий нашей конституции и затрагивающий все аспекты нашей природы — физические, психические и духовные. Но успех возможен только в том случае, если мы сами приложим усилия, затратим время, проявим настойчивость.

Один из недостатков современной цивилизации — отсутствие у нас достаточного количества свободного времени, чтобы заботиться о своем здоровье и о здоровье близких. Однако если мы действительно дорожим своим благополучием, мы найдем время. Ответственность за наше здоровье лежит только на нас, и если мы не предпринимаем ради него никаких усилий, нам некого в этом винить, кроме самих себя.

АЮРВЕДИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ЖИЗНИ

Итак, каждому из нас следует установить для себя режим жизни, в наибольшей степени соответствующий индивидуальной конституции. Мне не нравится выражение «распорядок дня», так как оно предполагает жестко установленную дисциплину, которой надо механически придерживаться, некую проторенную дорожку, к которой нужно себя приучить. Слово «дисциплина» также не подходит для обозначения такого режима, ибо оно подразумевает попытку навязать нашей сопротивляющейся природе некую внешнюю или идеальную схему. Аюрведический режим — это скорее то, что должно открыться нам само собой благодаря естественному движению нашей собственной сущности, нашей восприимчивости по отношению к самим себе и к жизни. Фактически это йога, то есть согласование и использование наших ресурсов, позволяющее достичь максимальной энергии.

Желательно установить правильный ритм своей жизни, который поддерживал бы определенную гармонию и постоянство, но при этом оставался бы достаточно гибким к требованиям конкретного момента. Правильный ритм жизни порождает определенную движущую силу, дающую энергию нашей жизни и постепенно совершенствующую все наши способности.

В жизни очень существенно творчество. Творчество не хаотично. Оно устанавливает порядок, но не сковывающий, а, наоборот, делающий нас свободными, поскольку благодаря ему наша энергия больше не рассеивается из-за неверного или несвоевременного использования. Это то, что, как говорит Кришнамурти, дает «каждой вещи ее истинное место». Творчество — это своего рода зеркало внутри нас, отражающее глубинную красоту и упорядоченность природы.

Аюрведические режимы помогают нам жить в гармонии со Вселенной и с космической жизненной силой. Это ритмы творческой жизни. Они естественны, как дыхание. Вначале для того, чтобы установить их, требуется определенное усилие по преодолению инерции, созданной нашей несбалансированной жизнью, но вскоре ритм создаст свою собственную силу, способную поддерживать себя и расширять сферу своего действия.

Эти режимы в том виде, как они здесь представлены, должны помочь разработать индивидуальную дневную, месячную и годовую программу, которой предстоит придерживаться. Такая программа необходима всем, кто серьезно изучает Аюрведу. Ее нужно записать, отметить свое исходное состояние и в дальнейшем постоянно следить за результатами. Постоянным соблюдением режима можно добиться огромных улучшений в жизни.

Управление собственной кармой

Кто мы в этой жизни? Это зависит от нашего повседневного поведения. Наши действия определяют как содержание нашего сознания, так и энергетический уровень нашего физического тела. Предпринимаемые от случая к случаю визиты к целителю, каким бы известным он ни был и сколько бы это ни стоило, не могут заменить собственного режима или существенно изменить последствия неправильного образа жизни. Решающее значение имеет не то, что делает для нас кто-то другой, а то, что мы делаем сами. Чужие действия — это лишь полумеры. Только наши собственные усилия могут нас излечить, ибо только они приводят к изменению нашей внутренней природы.

Наши повседневные поступки определяют не только то, кем мы являемся в этой жизни, но также и то, кем мы станем в следующей. Согласно Упанишадам, «какова воля человека, таковы и его действия; каковы его действия, таким он и становится» (Брихадараньяка Упанишада IV, 4.5.). Мы должны прежде всего иметь добрую волю, то есть истинную решимость жить в гармонии. На санскрите она называется «крату», что означает «мудрость в действии». Она даст нам возможность управлять своей кармой, и тогда мы перестанем быть жертвами собственного бессознательного поведения.

Наши повседневные поступки — это и есть наша истинная религия: они показывают, что мы действительно ценим в жизни. Их отпечаток мы унесем на себе в свою следующую жизнь. Наши вредные привычки плохи не только потому, что из-за них у нас возникают проблемы со здоровьем в этой жизни: они создают предрасположенность к подобным проблемам и в будущей жизни. Возможно, мы сумеем избежать их последствий здесь и сейчас, но рано или поздно окажемся с ними лицом к лицу.

АЮРВЕДИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ И ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ

Как мы уже видели, болезни и их лечение Аюрведа трактует с точки зрения концепции трех дош. Люди Капха-конституции предрасположены к болезням Капха-типа, при Питта-конституции обычно возникают болезни Питта-типа. В болезнях людей Вата-конституции также обычно преобладают симптомы высокой Ваты. Аюрведические режимы жизни дают нам ключ как к предотвращению, так и к лечению болезней.

Однако бывает и так, что болезнь вызвана не той дошей, которая доминирует в конституции больного, поэтому природа заболевания в каждом случае требует тщательного исследования. Если доша, вызвавшая болезнь, и доша, определяющая конституцию, отличаются, то такую болезнь, как правило, лечить легче.

Болезнь можно определить через лежащее в ее основе нарушение равновесия дош в соответствии с характером проявившихся симптомов и синдромов. Это значит, что определив дошу, вызвавшую то или иное болезненное состояние, мы можем лечить это состояние, даже не зная его нозологической характеристики. Например, если у больного наблюдаются кашель, застойные явления, обильная беловатая слизь, чрезмерное слюноотделение и прочие признаки высокой Капхи, можно применять терапию, снижающую Капху, не уточняя, какое именно из бронхолегочных заболеваний имеет место в данном случае.

Границы натуропатии

Основная трудность всех природных методов лечения состоит в том, что для достижения результата требуется определенное время, а также собственные усилия пациента. Применение растительного препарата может дать ощутимый эффект лишь через месяц или более, особенно если заболевание хроническое. Режим, соответствующий конституции больного, иной раз надо соблюдать в течение нескольких месяцев, прежде чем станут заметны существенные изменения. Не следует также ожидать, что щадящие натуропатические методы, в частности использование трав и физиотерапии, принесут нам пользу, если наша жизнь беспорядочна, если наше питание, работа и весь образ жизни с его стрессами антагонистичны этим методам.

Мягкие средства натуропатии работают на тонком внутреннем уровне, корректируя и улучшая свойства нашей жизненной силы. Этот процесс подобен выращиванию цветов. Целитель, использующий природные методы, лишь бросает семя в почву, а все остальное — вода, солнечный свет и любовь — должно исходить от нас, поскольку этой почвой являемся мы сами. Если «почва» не подготовлена должным образом, то даже хорошее «семя» не сможет пустить корни и дать плоды.

Итак, дорогие друзья, если вы всерьез решили прибегнуть к натуропатии, вы должны иметь веру и терпение. Вы должны заставить работать СЕБЯ. Никто другой не может прожить за вас вашу жизнь, и точно так же никто другой не может излечить вас. Относитесь с уважением к своей жизни и почитайте Божественный Дух в себе. Будьте хозяевами своей судьбы.

Режимы жизни и другие методы лечения

Аюрведические режимы просты, ненавязчивы, не имеют травмирующего действия и, как правило, не мешают более специфическому лечению. Их можно сочетать с другими лечебными методами, в том числе и с методами аллопатической медицины. Они усиливают эффект почти любого вида терапии и могут использоваться с этой целью.

Успокоение дош и устранение их избытка

Излагаемые здесь методы поддержания здоровья предназначены в основном для успокоения дош (шамана). В более тяжелых случаях они дополняются более сильнодействующими методами устранения избытка дош (шодхана). (См. главы о траволечении.)

Опасность неумеренного лечения

Физическая болезнь нередко возникает в результате чрезмерного внимания к своему физическому телу и материальному миру. Если мы отдаем своему физическому состоянию слишком много энергии, мы можем тем самым усугубить болезнь. Мы должны заботиться о своем теле в достаточной мере, но не должны позволять ему господствовать над другими аспектами нашей жизни. Следует с верой и терпением предпринимать необходимые усилия, но при этом большую часть своей энергии отдавать истинно духовным и творческим сторонам жизни.

В наше время многие страдают от неумеренного лечения. Мы пьем слишком много лекарств, слишком часто ходим к врачам и целителям. Чрезмерные усилия по восстановлению здоровья, приводят к тому, что оно расстраивается еще больше. Поэтому не следует проявлять нетерпение и усложнять лечение. Принимая лекарства в избыточном количестве, мы не добьемся успеха. Даже если наше состояние оставляет желать лучшего, стоит подумать и о том, чтобы не ухудшить его. Кроме того, для проявления эффекта терапевтических методов нужно время, поэтому нельзя менять их слишком поспешно. Не следует также применять одновременно много разных методов, особенно сильнодействующих.

Саттвичный образ жизни

Всем человеческим существам следует придерживаться саттвичного образа жизни, который дает покой и ясность ума. Аюрведические методы по своей природе обычно являются саттвичными (гармонизирующими).

Правильный образ жизни является, пожалуй, важнейшим из основных факторов сохранения физического и психического здоровья. Он подразумевает не угнетение нашей природы, а, наоборот, раскрытие ее глубинных возможностей.

Согласно Аюрведе, каждому необходимы отдых, физические упражнения, солнечные ванны, пребывание в тепле и на холоде (в необходимых и вместе с тем в разумных пределах), а также приятная и естественная окружающая среда. Не следует сдерживать такие естественные потребности, как еда, сон, секс, испражнение, мочеиспускание, чихание, плач, кашель, зевание, испускание газов.

Поддержание чистоты тела включает в себя чистую диету с использованием свежей вегетарианской пищи, чистый воздух и чистую воду, специальные упражнения успокаивающего характера, а также гигиену (см. раздел «Саттвичная диета»).

Поддержание чистоты ума включает в себя правдивость, честность, скромность, уравновешенность, отказ от насилия, дружелюбие и сострадание ко всем живым существам. Эмоциональные загрязнения — такие как гнев, ненависть, гордость, похоть и страх, — должны быть устранены; следует также отказаться от пустой болтовни и суеты. Все это вредные привычки ума, нарушающие его природную ясность и равновесие.

Поддержание чистого образа жизни включает в себя получение средств к существованию способами, никому не причиняющими вреда, чистоту речи, гармоничную и благоприятную окружающую обстановку, тишину, сосредоточенность, отказ от грубых развлечений, стремление к божественному и истине, сострадание и служение человечеству, изучение духовных учений, почитание духовных учителей, практика йоги и медитации.

Однако соблюдение всех этих принципов не должно приводить к развитию самодовольства, повышенной чувствительности или фанатизма, чтобы чистота не обратилась в свою противоположность. Следует всегда сохранять доброе расположение духа и умеренность. Необходима естественная гармония и способность к адаптации, а не навязывание себе искусственных стандартов.

Posted in Аюрведическая терапия.