Введение

Я родом из Индии, земли Вед. С незапамятных времен Индия была хранилищем вечного знания о полноте жизни. С точки зрения Вед абсолютно все аспекты жизни связаны с ее источником. Все устремления человека, в какой бы форме они ни проявлялись — будь то музыка, искусство, архитектура, математика, земледелие или медицина, — следуют вечным законам Природы. Эти законы управляют нашим существованием и упорядочивают его.

Все индийские дети по ходу обучения в традиционной системе сталкиваются со многими аспектами ведических наук. Меня больше всего интересовала ведическая медицина. С малых лет я восхищался человеческим телом. Мне хотелось заглянуть внутрь его и понять, как оно работает. Я часто незаметно пробирался в больницу и наблюдал из какого-нибудь укрытия за ходом хирургических операций. Уже в том, мальчишеском, возрасте я осознал, что очень хочу облегчить людские страдания.

Заметив мой интерес к медицине, отец рассказал, что мой прадед, Шанкар Джи Джоши, был знаменитым вайдья, то есть аюрведическим доктором, мастерство которого славилось по всей Индии. Вся его жизнь до самой смерти в 96 лет была посвящена возвращению здоровья людям окрестных поселений. Говорят, в шестьдесят восемь, потеряв многие зубы и остроту зрения, мой прадед удалился на некоторое время для кайя кальпы. Это древняя процедура омоложения, описанная в аюрведических текстах. Выполнив кайя кальпу, прадед вернулся с новыми силами, восстановившимся зрением и новыми, вновь выросшими зубами.

Отец сказал однажды, что перед смертью Шанкар Джи пообещал деду вернуться в теле сына Винаяка, чтобы передать народу знание аюрведы. Винаяк же — имя, которым был наречен мой дорогой отец. Являюсь ли я на самом деле воплощением великой души Шанкара Джи? Вряд ли это существенно. Но вдохновение, которое пришло ко мне после того известия, горело во мне огнем и направляло к освоению медицинской профессии.

Я не сразу стал вайдья. В учебном заведении, где я учился, преподавали обе медицины, западную (аллопатическую) и аюрведическую. Пришлось выбирать. Оба моих родителя много трудились, но мало зарабатывали — они работали в сфере образования. Как старший сын, я хотел сделать жизнь моих родителей комфортной и гарантировать им устойчивый доход. Этот доход обещала западная медицина, к тому же я давно увлекался хирургией. Отказаться от этого намерения помог случай…

Когда пришло время моей защиты аюрведического диплома моя мать сильно разболелась. На протяжении многих лет она страдала от амебиаза, паразитарной инфекции, распространенной по всей Индии. Лечение у аллопатических докторов лишь ненадолго облегчало проявления болезни. В конце концов амебы поселились в печени и стали пожирать ее ткань — началась смертельно опасная стадия болезни, называемая амебным гепатитом. Маму положили в больницу для интенсивной терапии, однако в результате лечения лекарствами, которые одновременно были сильнодействующими и токсичными, она стала испытывать ряд новых симптомов. Шло дальнейшее ухудшение обмена веществ. Появились боли в ногах и голове. Мама была настолько подавлена происходящим, что умоляла забрать ее из больницы. В замешательстве и страхе за ее жизнь мы привезли ее домой.

Друг семьи предложил нам сходить к местному аюрведическому доктору. Это была последняя надежда, так как обращаться больше было некуда. После тщательного осмотра д-р Катти выписал больной какие-то аюрведические препараты и назначил строгую диету. И что же? Через три недели мама полностью поправилась. Сейчас, много лет спустя, она — в добром здравии и все еще заботится о семье.

То, что моя мать быстро поправилась, следуя предельно простой схеме лечения, и это — после многолетнего путешествия по терниям аллопатической медицины, произвело на меня сильное впечатление. Отец напомнил, что древняя система сохранения здоровья, которая исцелила маму, — это наследие, завещанное от прадеда мне. Именно мне. И я задумался. К тому времени экзамены по аюрведе уже были позади. Мне предстояло выбрать специализацию и поступать в ординатуру. Если раньше я был совершенно уверен, что стану заниматься современной медициной, то теперь — засомневался. Я продолжал помнить обо всех достижениях и успехах, но уже был до боли знаком с недостатками — особенно с осложнениями — и с тем, сколько денег приходится платить за лечение пациентам и их семьям. Внутренний голос, побуждавший меня к изучению аюрведы, все громче звучал в моем сердце, и я решил пойти работать во Всеиндийский исследовательский институт в Нагпуре (это город в центральной Индии). Я уже знал о некоторых значительных отличиях аюрведического и западного подходов к диагностике и лечению. Более того, чем глубже я изучал аюрведу и видел применение ее принципов на практике, тем больше я проникался ее внутренней логикой, очаровывался силой и полнотой всестороннего понимания жизни. Они отражали связь между жизнью индивидуума и всей природой. Жизнь человека воспринималась как микрокосм, точное отражение большой Вселенной.

Продолжая поиски, я заинтересовался одной из граней аюрведы, которая называется панчакарма. Это — логичная система знаний и практик по очищению тела от токсинов и восстановлению гармонии с законами природы. Раз за разом я наблюдал, как благодаря панчакарме наступала полная ремиссия1 у тех больных, которых западная медицина успела отвергнуть и приговорить. Более того, я видел, что если человек сравнительно здоров, наука об очищении и омоложении, коей является панчакарма, может дать ему несравненно большее здоровье, счастье и удовлетворение. По существу, это и есть главная цель аюрведы — дать человеку возможность в полной мере насладиться каждым аспектом жизни, достигнув состояния совершенной сознательной связи с бесконечной мудростью природы, по-другому — просветления.

1 Длительное исчезновение каких-либо симптомов заболевания.

Когда я первый раз ехал в Америку, я размышлял о том, какие проблемы со здоровьем могут испытывать американцы и насколько они могут отличаться от проблем жителей моей страны. Приехав, я обнаружил, что все проблемы — те же самые, кроме, пожалуй, типичных для Запада наркомании, алкоголизма, эмоциональных и психических нарушений. Похоже, ни одной стране не удалось избежать негативного влияния технического прогресса. Неуклонно растущий темп жизни, утрата связи с природными ритмами и ухудшающееся состояние окружающей среды повсеместно наносят ущерб здоровью и счастью.

Все больше людей становятся жертвами последствий стресса, все чаще звучат жалобы на плохой сон, хроническое нарушение пищеварения, запоры и боли в пояснице. Очень распространены недостаток сил и сексуального желания, хроническая усталость, аллергия, неспособность сбросить или набрать вес. Но, пожалуй, самый тяжелый побочный эффект современной жизни проявляется на лицах людей, которые приходят на прием. Это отсутствие счастья. Число людей, испытывающих неудовлетворенность своей работой и отношениями, потерявших интерес к жизни, поистине огромно. Можно ли удивляться, что тревожные состояния и депрессии стали нормой жизни?

Существует много систем лечения. При этом почти все больные, приходящие ко мне на прием, выражают неудовлетворенность и говорят в один голос, что «перепробовали многое из возможного, и ничто не помогло». Какая-то система ищет причину болезни в органических нарушениях, другая — в нарушении биохимического равновесия, а третья — в блокировке потоков энергии. Как следствие, первая система предписывает голодание, строгую диету и физические упражнения, вторая — большое количество витаминов, третья — лечение лекарствами или минералами. В каждом из этих подходов есть убедительная логика. Любой подход может временно облегчить проблему, но отдаленный результат одинаков для всех. Симптомы возвращаются. Когда это происходит, разочарованный пациент возобновляет поиски облегчения и меняет врача, не задумываясь о том, что он никогда не достигнет здоровья и благополучия, пока болезнь не будет извлечена вместе с корнем.

Ограничения подавляющего большинства медицинских систем являются следствием материалистического взгляда на болезнь и здоровье, который сложился под влиянием объективной ориентации современной медицины. С этой точки зрения материя первична. Мы склонны различать реальность и нереальность, исходя из восприятия внешними органами чувств (чувственного восприятия). Другими словами, если что-то можно увидеть невооруженным глазом или разглядеть в микроскоп в лабораторных условиях, то это считается реальным, существующим. Несмотря на то что материалистический подход сравнительно молод, убедительная логика и технологическая значимость обеспечили ему быстрый успех.

Однако, применяя «объективную» логику к пониманию себя и своего здоровья, мы видим два значительных ограничения.

Во-первых (и прежде всего), такая логика искусственно разделяет наблюдателя и объект наблюдения. Между тем в реальном мире ничто не существует само по себе и, следовательно, не может рассматриваться в отрыве от остальной жизни. Мы не можем отделить рассматриваемую часть организма или функцию этой части от большего целого, то есть от всего организма со всеми его структурами и от окружающей среды.

Во-вторых (и в тесной связи с вышесказанным), необходимо отметить тот факт, что значительная часть нашей жизни нематериальна. Нет ничего осязаемого в том, что мы называем разумом (умом), душой и духом, и даже в самих чувствах. Тем не менее, эти аспекты сущего оказывают значительное влияние на наше физическое существование. Очень многие терапевты признают психосоматическое происхождение большинства заболеваний, встречающихся в повседневной практике. Другими словами, эти заболевания вызываются или осложняются проблемами, которые возникают в процессе психической деятельности в сознании человека, в его «уме», несмотря на то что этот аспект бытия не является сколько-нибудь вещественным и, в этом смысле, «реальным».

Хотя многие люди чувствуют ограничения материалистического подхода к здоровью, основанного исключительно на поддержании органической и функциональной целостности материальных структур, они в замешательстве. Куда пойти? Где искать защиты? Как выбраться из лабиринта фрагментарных подходов? Где та система, которая по-настоящему поможет обрести здоровье, жизненные силы и счастье?

Я предлагаю познакомиться с новой для вас и в то же время, очень древней концепцией жизни и здоровья. В процессе этого знакомства вам не придется переступать через прежние, «объективные» воззрения. Достаточно будет их слегка расширить. Вам предлагается интуитивная, холистическая (то есть целостная) модель здоровья, которая наделяет равной значимостью невещественные и материальные аспекты жизни.

В настоящее время аюрведу признают древнейшей из всех известных медицинских систем. В течение десятков тысяч лет устная традиция аюрведы передавалась из поколения в поколение. Уже 5000 лет назад появился первый рукописный трактат. Слово «аюрведа» содержит в своем составе два корня — «аю» и «веда». Это санскритские слова, обозначающие, соответственно, «жизнь» и «знание». Таким образом, уже само название этой науки отражает ее суть и назначение — концентрировать и передавать следующим поколениям знание о том, как каждый день жить в гармонии с Космосом.

Аюрведа — это не только система поддержания здоровья, но и целостное мировоззрение. Она предлагает богатую и всеобъемлющую концепцию жизни и здоровья, принимающую во внимание все сферы человеческого существования — от абстрактных и трансцендентальных до конкретных проявлений изначальной Природы в человеческой физиологии. В дополнение, она ясно говорит о тесной связи между жизнью человека и жизнью Космоса.

Почему же древняя парадигма аюрведы выдержала проверку временем и по сей день остается одним из самых успешных подходов к восстановлению и сохранению здоровья? Прежде всего благодаря тому, что аюрведа основана на принципах, старых как сама жизнь. Эти принципы универсальны и действуют повсюду во Вселенной. Существует по меньшей мере семь признаков, позволяющих определить аюрведу как уникальную и полную «науку о жизни».

Постоянство аюрведы

На протяжении всех тысячелетий, в течение которых прослеживается существование аюрведы, ее основные принципы не менялись, так как они были изначально выведены из универсальных законов природы, которые всегда остаются справедливыми. Это отличает аюрведу от современной научной парадигмы, где старые теории оказываются поверженными под натиском новых в течение короткого периода времени.

Субъективные методы исследования

Одна из наиболее характерных черт аюрведической системы — это методы получения знаний. Согласно аюрведе, значительная часть жизни не является «физической», то есть вещественной; следовательно, ее нельзя изучить объективно. Возьмем, к примеру, невидимый разум, который управляет процессом роста и развития зародыша или исцелением от болезни. Его совершенно невозможно проанализировать и исследовать посредством органов чувств, даже если в нашем пользовании находятся самые изощренные технические средства. По этой причине, кроме объективных методов, аюрведа использует также субъективные, или интуитивные.

Основным методом аюрведы является вдумчивое наблюдение природы, наблюдение того, как все устроено и действует. В результате такого наблюдения удается понять принципы слаженного взаимодействия материального и нематериального аспектов. Аюрведа признает существование очень глубокой связи между процессами в природе и в организме. Аюрведический врач затем проводит параллели между тем, что он наблюдает вокруг себя, и тем, что происходит в это время с пациентом.

Возьмем огонь. В физическом мире мы видим, как огонь превращает одно вещество (например, дерево) в другое (пепел). Отметив это свойство огня, аюрведический ученый понимает, что это принцип огня действует внутри человеческого тела, превращая сырую пищу в питательные вещества с помощью пищеварительных ферментов и кислот.

Теория пяти элементов

Третьей особенностью, выделяющей аюрведу среди остальных целительских систем, является понимание того, что человеческая жизнь является неотъемлемой частью природы. Те же невидимые разумные сущности, что отвечают за гармоничную работу внешнего мира, направляют все физиологические процессы внутри нас. Это наш «функциональный разум».

В аюрведе эти фундаментальные принципы, управляющие природой, называют махабхутами, или космическими элементами. Махабхуты лежат в основе пяти элементов, которые по-русски принято называть пространством, воздухом, огнем, водой и землей.

Элементы являются основными строительными блоками, из которых состоит все в природе. Они отвечают за все происходящее в физическом мире. Скоординированное взаимодействие элементов управляет всеми функциями мироздания.

Теория трех дош

Теория трех дош является стержнем аюрведы. Эта теория объясняет, как пять элементов физического мира движутся, комбинируются и управляют всеми процессами человеческой физиологии. Доши — это три функциональных принципа: вата — принцип, организующий любое движение и перемещение; питта — принцип, контролирующий всякое преобразование (трансформацию) и капха — принцип, ответственный за разжижение, слияние, сцепление (клейкость) и рост. Не будь любого из этих принципов, человеческая жизнь не могла бы существовать.

Пракрити — тип конституции

Пятой базовой концепцией аюрведы является пракрити. Это один из самых полезных инструментов для поддержания идеального здоровья. Согласно аюрведе, каждый человек рождается с уникальной комбинацией трех дош (пракрити), которая является причиной всех физических, ментальных и эмоциональных различий между людьми. Зная свою пракрити и следуя рекомендациям аюрведы по образу жизни, предназначенным для этой пракрити, каждый желающий может достичь идеального здоровья.

Влияние времен года

Еще один краеугольный камень аюрведы — признание глубокой связи между индивидом и окружающей его средой. Согласно аюрведе, особенно сильно влияют на здоровье человека смена времен года и климатические условия, смена преобладающих ветров, температуры, влажности и количества осадков. Баланс элементов в окружающей среде влияет на баланс дош в организме. Научившись распознавать такие изменения и отвечать на них, мы сможем лучше поддерживать функциональный гомеостаз, идеальное для вас соотношение дош.

Например, для летних месяцев характерно сильное преобладание элемента огня в природе. По мере роста температуры окружающей среды в теле усиливается питта-доша. Как только преобладание этого функционального принципа становится критическим, равновесие питты с остальными дошами нарушается. Следом нарушаются физиологические процессы. Мы чувствуем изжогу, становится жарко. Мы страдаем от этого, становимся раздражительными. Зная о пракрити, или уникальном типе конституции тела, нам проще сохранять равновесие трех дош путем соответствующих изменений в диете и образе жизни.

Posted in Аюрведа и панчакарма. Исцеление и омоложение.