История эфирных масел

Брайен: Впервые я познакомился с эфирными маслами, когда мы с Лайт открыли в Сакраменто (Калифорния) клинику холистического врачевания. Я был главным врачом, а Лайт — главным массажистом. И вот однажды я обратил внимание, что массажисты постоянно носятся с маленькими флакончиками — смешивают их содержимое, разрабатывают специальные смеси для каждого пациента… Мне все это показалось ненаучным. Вообще-то я знал, что они пользуются ароматическими маслами — лавандовым, сандаловым и прочими, но я понятия не имел, откуда берутся эти масла, чего можно добиться с их помощью и сколько они стоят. Мне следовало бы заподозрить неладное, когда моя жена спросила, можно ли ей купить унцию розового масла в доле с двумя подругами, — ведь она очень редко спрашивает у меня разрешения. Но я, не подумав, ответил «да». Через несколько дней жена гордо продемонстрировала мне свою порцию масла и назвала цену — 150 долларов. Я подпрыгнул до потолка! «Как ты могла потратить 150 долларов на такую ерунду?! Да ведь этого масла здесь — кот наплакал!» — заорал я в ярости. Но жена, повинуясь чисто инстинктивному рефлексу, открыла флакон, сунула мне его под нос и сказала: «Понюхай». Я втянул носом воздух. А потом еще раз. И еще раз. И весь мой гнев куда-то испарился. «Боже мой, — проговорил я, — до чего же это прекрасно! И как мне сейчас хорошо». С тех пор я и начал интересоваться всеми этими маленькими флакончиками.

ЭФИРНЫЕ МАСЛА НА ЗАРЕ ИСТОРИИ

Первобытные люди жили в естественной и тесной близости к природе. Все их органы чувств были тонко настроены на восприятие изменений во внешней среде. Обоняние — чувство, в десять раз более острое, чем вкус, — играло исключительно важную роль в борьбе за выживание: с его помощью древний человек вовремя узнавал о приближении врага или опасного зверя, находил пищу и распознавал подходящих для себя половых партнеров. Именно благодаря обонянию новорожденный младенец мгновенно обучается отличать свою мать от любой другой женщины и находит свой первый источник питания — материнскую грудь.

На стенах пещеры Ласко во Франции сохранились наскальные изображения лекарственных растений, сделанные около 18 тысяч лет до н.э. В оттаявших слоях ледника на границе Австрии и Италии было найдено тело человека ледникового периода, и этот древнейший из всех людей, чья фотография когда-либо появлялась на обложке журнала «Тайм», был, по всей видимости, шаманом, так как в сумке у него на поясе лежал пучок целебных трав.

У первобытных людей дурные запахи ассоциировались с немилостью богов, с недомоганиями и болезнями. От здорового человека исходит чистый и свежий запах. Еще в глубокой древности люди заметили, что больные животные находят и едят определенные виды трав, после чего выздоравливают. Так постепенно накапливались знания о Целебных растениях — основы гербологии. Выяснилось, что определенные травы и пряности помогают сохранять пищу от гниения, стимулируют пищеварение и улучшают вкус пищи. Случайно просыпав в огонь горсть трав, первобытный человек обнаружил, что дым костра приобрел от этого приятный запах; так смолы и сухие травы стали использоваться в ритуалах очищения. Целебные растения и ароматические вещества вошли в число тех немногих вещей, которые стоило собирать, носить с собой и бережно хранить. В каждом растении первобытный человек видел дар Творца. Каждое растение заключало в себе тайну. Каждое растение было другом, о котором следовало заботиться, и врачевателем, который мог возвратить здоровье и силу. И когда люди осели в плодородных речных долинах и занялись земледелием и скотоводством, наряду с растениями, шедшими в пищу, они стали выращивать и те священные травы, чьи целебные свойства давно уже почитались как милость богов.

АРОМАТЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Древнеегипетская цивилизация достигла высочайшего уровня развития: тайны пирамид не до конца разгаданы и по сей день. В папирусе, датируемом приблизительно 4500 г. до н.э., содержатся сведения об использовании бальзама, благовонных масел, душистой древесной коры и смол, а также о производстве ароматических уксусов, вин и пива. Египетские жрецы — толкователи воли богов — были также врачами, сведущими в растениях. Они применяли особые смеси ароматических веществ и оставили рецепты снадобий, помогающих от различных болезней, в том числе от сенной лихорадки, а также способствующих омоложению и препятствующих зачатию.

Египетские храмы были настоящими лабораториями, находившимися в ведении верховного жреца. Ценные растения завозили из дальних стран— из Сомали, Малайзии, Индии и Китая. Так в Египет попадали семена тмина и аниса, корни дягиля и голубой орхидеи, кора кедра и кипариса, а также благовонные смолы — ладан и мирра. Тысячи фунтов растений шли на изготовление ароматических масел для возжигания в храмах. Статуи богов умащались благовонными маслами, причем каждому божеству соответствовало свое особое масло: Исиде — полынное, Осирису — масло майорана и т.д. В языке древних египтян имелось очень много обозначений для различных запахов, и это свидетельствует о том, что обоняние играло в культуре Египта важнейшую роль. Египтяне пользовались специальными духами на разные случаи жизни: были утренние духи и вечерние духи, духи для размышлений, для любви, для войны. Особые духи составлялись для фараона и его родных: искусные парфюмеры сочиняли эти ароматы, как композитор — музыку. Царица Хатшепсут, единственная женщина-фараон в истории Древнего Египта, правившая в 1490—1468 гг. до н.э., покровительствовала развитию парфюмерного дела и ввела моду на яркий макияж, который с тех пор стал прочно ассоциироваться с египетскими красавицами.

Египетский рецепт противозачаточного средства го жреца. Смешать акацию, колоцинт (Арбуз колоцинт (Citrullus colocynthis), растение из семейства тыквенных. Прим. перев.), финики и мед и поместить во влагалище. Под действием бактерий начинается брожение и образуется молочная кислота, обладающая спермицидным действием.

Египтяне верили, что для счастливой загробной жизни необходимо предохранить физическое тело усопшего от разложения. Они обнаружили, что определенные ароматические вещества и эфирные масла обладают консервирующим действием. Развилось искусство бальзамирования. Каждый бальзамировщик разрабатывал свою тайную формулу, секрет которой строго охранялся. В процессе бальзамирования мозг и внутренности покойного извлекались и сохранялись в отдельных сосудах в растворе карбоната натрия. Тело омывали эфирными маслами и вымачивали в ароматических смолах. Через три месяца труп заворачивали в тонкую ткань, пропитанную смолами, кедровым маслом и миррой. Бальзамирование царских особ продолжалось целых полгода, тогда как тело простолюдина готовили к погребению всего несколько часов. Египетские бальзамировщики достигли в своем искусстве чрезвычайных высот: современные ученые, исследуя под микроскопом фрагменты внутренностей трехтысячелетней давности, убеждаются в их полной сохранности. Пелены первых мумий, обнаруженных в Египте, привозили в Англию и во Францию в спиртовом растворе, который затем отцеживали и продавали как снадобья, повышающее сопротивляемость болезням.

Обширное применение ароматические вещества находили и в Древнеегипетской кулинарии. Египтяне добавляли для вкуса анис, кориандр и тмин в хлеб из проса и ячменя. Мята, майоран и петрушка использовались как приправы. Лук нередко служил заменой мясу; луковицу неизменно клали в саркофаг усопшего. Надпись на пирамиде Хеопса (ок. 4500 г. до н.э.) гласит: «Каждое утро хозяин должен выдавать каждому рабу по зубку чеснока, чтобы поддержать его здоровье и силы во время строительных работ».

Кроме того, египтяне изобрели нечто вроде дезодоранта: в полый восковой конус помещали ароматические вещества, и в жаркий день воск таял, распространяя вокруг благоухание.

А Клеопатра, правившая Египтом в эпоху римской экспансии, очаровала Марка Антония не столько своей красотой, сколько искусным обращением с благовониями.

АРОМАТЫ В ДРУГИХ ДРЕВНИХ КУЛЬТУРАХ

Народы Древней Месопотамии, Индии и Китая торговали не только растительными продуктами и ароматическими веществами, но и знаниями об их применении. В Персии обнаружен глиняный перегонный аппарат, который датируют приблизительно 2500 г. до н.э. Клинописные таблички свидетельствуют о том, что в Вавилоне ежегодно сжигалось 57 тысяч фунтов ладана.

В Ассирии на ежегодном празднестве в честь бога Баала сжигали 60 тонн ладана. В Древнем Израиле в погребальной процессии царя Ирода участвовало пять тысяч рабов с сосудами, в которых горел ладан.

Открытие розового масла. Один индийский раджа устроил пышные торжества в честь бракосочетания своей дочери. Готовясь к празднику, он приказал наполнить розовыми лепестками ров с водой, ведущий в его замок. Когда праздник окончился, люди заметили, что вода покрылась пленкой розовой эссенции. Так началось производство эфирного масла розы, которое до сих пор занимает важное место в промышленности Болгарии, Румынии, Турции и Индии.

В Древней Индии наука об использовании лекарственных трав и ароматических веществ стала важной частью философии врачевания. Применялись и свежие травы, и чаи из сухих трав, и смеси порошков из свежих или сухих растений (нередко из этих порошков вручную делали пилюли, добавляя свежий растительный сок). Древний метод экстракции эфирных масел заключался в измельчении и растирании свежей или сухой травы с последующим отжимом масла.

Искусство перегонки с паром в керамическом или глиняном дистилляторе, развившееся три-четыре тысячи лет назад, практикуется по сей день. Торговый обмен и завоевания познакомили жителей Индии с новыми растениями родом с Дальнего и Ближнего Востока, из Египта и Африки. Значительный шаг вперед индийская наука об использовании эфирных масел сделала в результате арабского завоевания около тысячи лет назад. Арабы в совершенстве владели искусством дистилляции и применяли метод совместной перегонки двух компонентов разной степени летучести. Очень летучий компонент (например, жасмин) перегоняли с очень тяжелым (например, сандалом), который не позволял ему испариться. Производство эфирных масел остается важной отраслью промышленности во многих индийских деревнях, где конструкция перегонных аппаратов сохраняется неизменной на протяжении вот уже трех тысяч лет.

АРОМАТЕРАПИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ

Древние греки, а затем и римляне заимствовали у египтян и индийцев многие культурные достижения и, в частности, методы ароматерапии, искусство изготовления духов и ароматических масел и принципы врачевания с применением растительных препаратов. Большое внимание уделялось умащению тела благовониями; Гиппократ рекомендовал ежедневный массаж с эфирными маслами как часть терапевтического режима. По свидетельствам современников, римский император Нерон приказал сжечь на похоронах своей жены, Сабаны Поппеи, весь ладан, который был произведен за последний год. Целая флотилия торговых судов служила исключительно для перевозки ладана из Аравии в Рим.

Латинское слово «perfuma» буквально означает «с помощью дыма», и первоначально им обозначалось сжигание благовоний. Греки и римляне первыми открыли торговлю духами серийного производства, которые приготовлялись по египетскому рецепту 1500 г. до н.э. и назывались «кифи». Утверждалось, что в них входит шестнадцать растительных компонентов, но в дошедшем до нас фрагменте рецепта перечислены только двенадцать.

Фрагмент рецепта «кифи» — первых в мире духов. Аир, аралия индийская, кассия, корица, ладан, мастикового дерева смола, мирра, можжевельник, сыть, фисташка туполистная, хна, шафран.

АРОМАТЫ В ХРИСТИАНСКОЙ ЕВРОПЕ

С падением Римской империи Европа погрузилась во мрак «темных веков». Многие важные аспекты ароматерапии, в частности, секрет перегонки, были утрачены. Ученость замкнулась в стенах монастырей, и знания о целебных свойствах растений не стали исключением. Теперь монахи не только толковали волю Бога, но и врачевали от Его имени. Они выращивали в монастырских садах лекарственные травы, готовили из них чаи, настойки и целебные масла, добавляли их в пиво, вино и бренди.

В средние века самой страшной болезнью была чума, которую называли «черной смертью». Некоторые люди замечали, что ароматические вещества могут предохранять от заражения. Сохранилось немало документальных подтверждений того, что знахари-«травники» и парфюмеры практически не заболевали чумой. В одной местности действовала дерзкая шайка воров, которые безнаказанно обчищали дома умерших, предварительно выпив уксусной настойки с ароматическими травами и пряностями, защищавшей от заражения. Когда этих воров схватили, они раскрыли свой секрет (взамен получив более мягкое наказание), и он стал общедоступен. Во время эпидемий чумы дома и улицы окуривали ароматической древесиной кедра и кипариса.

Честь повторного открытия эфирных масел принадлежит арабскому врачу и философу Авиценне (X-XI вв.). В арабских университетах, действовавших, в том числе, в Испании, преподавали химию науку о целебных свойствах растений, а также обучали методам перегонки. Во время крестовых походов и при завоевании Испании европейцы вновь узнали секреты дистилляции, и уже к 1200 г. в Германии производилось методом перегонки 47 различных эфирных масел. Поначалу основным сырьем для производства служили давно известные и освященные веками ароматические травы, пряности и смолы из стран Дальнего Востока, Ближнего Востока и Африки. Но постепенно осваивались также травы, произраставшие в странах Европы, и со временем широко распространились знания о лечебных свойствах мяты, розмарина, ромашки и прочих растений умеренного пояса. К началу XIX в. в европейских городах улучшились санитарные условия, в результате чего частота эпидемий сократилась, и спрос на лекарственные травы упал.

АРОМАТЕРАПИЯ В XX ВЕКЕ

Вплоть до начала XX столетия эфирные масла оставались самыми сильнодействующими из лекарственных препаратов, известных медицине. Ситуация изменилась лишь с появлением препаратов на основе производных каменноугольного дегтя, которые положили начало фармакологии и аллопатической медицине.

Основателем современной ароматерапии считается доктор Рене-Морис Гатфос, французский химик, продолжавший семейное дело производства духов. Однажды в его лаборатории произошел взрыв, и Гатфос сунул сильно обожженную руку в емкость с лавандовым маслом. К его удивлению, боль немедленно притупилась, после чего ожог быстро зажил, не оставив шрамов. Этот случай произвел на Гатфоса такое сильное впечатление, что остаток своей жизни он посвятил научному исследованию лечебных свойств эфирных масел. Именно он изобрел термин «ароматерапия» и назвал так свою книгу, которая вышла в свет в 1937 г.

Работа Гатфоса оказала большое влияние на одного его соотечественника, доктора медицины Жана Вальне. Во время II мировой войны Вальне с успехом применял антисептические растворы эфирных масел для лечения боевых ранений. В 1964 г. он опубликовал книгу под названием «Ароматерапия: Лечение болезней растительными экстрактами». У него было более тысячи учеников, которые и по сей день используют в своей практике эфирные масла. Во Франции ароматерапия получила официальное признание. В любой местной аптеке там можно получить рецепт на эфирные масла, и расходы по нему будут покрыты за счет страховки.

В ходе многочисленных экспериментов подтвердилось, что эфирные масла действительно обладают антисептическими свойствами (например, эфирное масло тимьяна в этом отношении в восемь раз эффективнее карболовой кислоты). Российские исследователи показали опытным путем, что розовое масло стимулирует работу печени и процесс пищеварения. Итальянские ученые продемонстрировали психологические эффекты действия эфирных масел. Блестящие перспективы открываются также в связи с их антивирусными и противогрибковыми свойствами, тем более что современная медицина пока что плохо справляется с лечением вирусных заболеваний.

Одна из учениц доктора Вальне, англичанка Маргарет Мэллори, разработала современные методы использования эфирных масел в области лечебного массажа и ухода за кожей.

Американскую ассоциацию ароматерапии основали в 1987 г. Виктория Эдварде, Курт Шнаубельт и Марсель Лавабр. Благодаря этим энтузиастам, а также Роберту Тиссеранду ароматерапия завоевала популярность и в США. Люди постепенно осознают, что современная медицина не всесильна, понимают, как важна самостоятельная забота о здоровье, и открывают для себя огромный потенциал эфирных масел.

Posted in Ароматерапия с позиций Аюрведы.