Схемы панчакармы

Подробно объясняя науку омоложения, Чарака привел следующие схемы панчакармы;

Первый цикл.

Семь дней снеханы, сведаны и насьи.

На восьмой день — вамана.

Три дня после ваманы — самсараяна крама.

Второй цикл.

Семь дней снеханы, сведаны и насьи.

На восьмой день — виречана.

Три дня после виречаны — самсараяна крама.

Третий цикл.

Восемь, пятнадцать или тридцать дней снеханы, сведаны, насьи и басти.

Длительность выбирается в зависимости от природы и тяжести заболевания. Насью можно проводить отдельно от басти, но в сочетании со снеханой и сведаной.

Сушрута подтверждает эффективность этих схем панчакармы и добавляет к ним рактамокшану.

Чарака предложил вышеприведенную схему в качестве основы для разработки индивидуальной схемы в каждом конкретном случае.

Более пятнадцати лет клинического опыта и более 9000 выполненных мной курсов панчакармы подтверждают эффективность следующей программы (длительностью один месяц):

Дни 1 — 7 Снехана, сведана, насья (очищение) и

басти (различные комбинации нирухи

и анувасан)

День 8 Вамана

Дни 9 — 10 Самсараяна крама и отдых

Дни 11 — 15 Снехана, сведана, насья (очищение) и

басти (различные комбинации нирухи

и анувасан)

День 16 Виречана

Дни 17 — 18 Самсараяна крама и отдых

Дни 19 — 26 Снехана, сведана, насья (питание) и

басти (брухан и анувасан)

Дни 27 — 28 Самсараяна крама и отдых

 

Как видите, для очищения организма, а также успокоения и питания ваты много времени отводится процедурам насья и басти. Вата — главный движитель в организме. Контролируя вату, мы контролируем здоровье.

Полная программа лечения занимает 28 дней, но по вышеуказанным причинам я советую пациентам выделить дополнительное время до ее начала и после завершения.

Однако мало кто из западных людей может оставить работу на такой длительный срок, поэтому были разработаны альтернативные короткие программы.

Короткие программы фокусируются на успокоении и питании ваты, а также на очищении зон питты и ваты.

При этих схемах подготовительные процедуры снеханы и сведаны выполняют как минимум в течение семи дней перед проведением виречаны. Это обеспечивает полное промасливание всех семи дхату. Во время подготовительного семидневного периода часто используют шодхану и очистительную басти.

Я рекомендую каждому проходить одно- или двухнедельные программы в целях профилактики один-два раза в год, например, при смене времен года. В это время доши легче всего выходят из равновесия. Однако в случае хронических дегенеративных заболеваний советую как минимум месячный курс лечения. В зависимости от природы и тяжести заболевания может потребоваться несколько таких курсов.

Люди не всегда могут, оставив семью и работу, пройти панчакарму, даже когда она необходима. Поэтому в следующей главе я приведу несколько простых процедур шаманы и шодханы, которые можно проводить в домашних условиях при возбуждении дош.

Posted in Аюрведа и панчакарма. Исцеление и омоложение.