Системы организма (шроты)

Если смотреть на тело как на энергетическое образование, то оно представляется состоящим из бесчисленных каналов, которые образуют и поддерживают все ткани. Здоровье — это правильное движение энергии по каналам. Болезнь же есть нарушение этого движения в виде избыточности, недостаточности, блокировки движения либо движения не в том канале. Вышедшие из равновесия доши, двигаясь по каналам, вызывают нарушения энергетических потоков. Аюрведа группирует каналы в системы. Некоторые из них можно сопоставить с физиологическими системами западной медицины, однако другие не имеют таких аналогов и подобны системам меридианов китайской медицины. В Аюрведе существует сложная симптомология нарушений в системах каналов. Все болезни классифицируются по тем системам, к которым они относятся. Исследование каналов при помощи специальных методов диагностики является одним из основных способов определения характера и степени тяжести заболевания.

Три системы каналов связывают организм с внешней средой и обеспечивают питание тела за счет дыхания, пищи и воды:

1. Пранаваха шроты — каналы дыхания, переносящие Прану. В основном соответствуют дыхательной системе и отчасти кровеносной. Берут начало в сердце и в желудочно-кишечном тракте, в основном в толстой кишке.

2. Аннаваха шроты — каналы, переносящие пищу. Соответствуют пищеварительной системе. Берут начало в желудке и в левой части тела.

3. Амбуваха шроты — каналы, переносящие воду и регулирующие водный метаболизм. Западная физиология такой системы не выделяет, хотя многие заболевания, например диабет, относятся именно к амбуваха шротам. Берут начало в нёбе и в поджелудочной железе.

Семь систем образуют и снабжают семь тканей организма:

4. Расаваха шроты — каналы, переносящие плазму (расу). Эта система соответствует лимфатической, берет начало в сердце и в кровеносных сосудах.

5. Рактаваха шроты — каналы, переносящие кровь (ракту). Соотносятся с кровеносной системой, берут начало в печени и в селезенке.

6. Мамсаваха шроты — каналы, снабжающие мышцы (мамсу). Мышечная система. Берет начало в связках и в коже.

7. Медаваха шроты — каналы, снабжающие жировую ткань (медас). Жировая система. Берет начало в почках и в сальнике.

8. Астхиваха шроты — каналы, снабжающие кости (астхи). Скелетная система. Берет начало в жировой ткани и в бедрах.

9. Маджаваха шроты — каналы, снабжающие костный мозг и нервную ткань (маджа). Соответствуют в основном нервной системе. Берут начало в костях и в суставах.

10. Шукраваха шроты — каналы, снабжающие репродуктивную ткань (шукра). Репродуктивная система. Берет начало в мужских половых железах или в матке.

Еще три системы соединяют тело с внешним миром, обеспечивая выделение. Отходы жизнедеятельности организма — пот, кал и моча — называются тремя малами. Избыток дош может отрицательно сказаться на них самих и их движении.

11. Шведаваха шроты — каналы, переносящие пот (шведа). Система сальных желез. Берет начало в жировой ткани и в волосяных фолликулах.

12. Пуришаваха шроты — каналы, переносящие кал (пуриша). Выделительная система. Берет начало в толстой и прямой кишке.

13. Мутраваха шроты — каналы, переносящие мочу (мутра). Мочевая система. Берет начало в мочевом пузыре и в почках.

У женщин существуют еще две системы:

14. Артававаха шроты — каналы, обеспечивающие менструацию.

15. Станьяваха шроты — каналы, переносящие грудное молоко. Система лактации. Считается подсистемой предыдущей.

Ум — это особая система каналов, соединенная с нервной и репродуктивной системами. Важно знать, что движение энергии во всех каналах зависит от импульсов, исходящих от ума.

16. Мановаха шроты — каналы, переносящие мысли. Психическая система (ум).

Концепция биологических элементов в истории западной медицины

Европейская медицина античности и средневековья вплоть до XVII века основывалась на системе биологических элементов. У нее было много общего с Аюрведой, и существовали определенные контакты, в частности, между древними греками и индусами. Знаменитый греческий мудрец и алхимик Аполлоний Тианский, живший в IV веке до н. э., побывал в Индии и многое почерпнул из индийских знаний. Западные мыслители весьма почитали его на протяжении всего средневековья и даже в более поздний период.

Кроме того, древняя (дохристианская) медицина наших европейских предков — не только греков и римлян, но и кельтов, немцев и славян (например традиция друидов), — по всей видимости, имела немало общего с Аюрведой. Языки этих народов напоминали санскрит, а их общественное устройство и духовные практики обнаруживают многочисленные черты сходства с арийской Индией. Вероятно, и методы лечения, о которых мы по-прежнему знаем не так много, напоминали арийские.

Классическая греческая традиция различала четыре конституциональных типа (темперамента), в основе которых лежали четыре элемента. Первым был холерический тип, который соответствовал элементу огня. Второй тип — сангвинический — соотносили с элементом воздуха, третий — флегматический — с элементом воды, и четвертый — меланхолический — с элементом земли. Эти термины для обозначения темпераментов до сих пор существуют в нашем языке.

Каждый из этих четырех темпераментов, подобно трем дошам Аюрведы, был представлен в организме определенными субстанциями: холерический — желтой желчью, сангвинический — кровью, флегматический — слизью, а меланхолический — черной желчью. Каждый из них отражал основное свойство своего элемента: холерический считался горячим, сангвинический — сухим, флегматический — влажным, меланхолический — холодным.

Мы видим, что Питта и Капха явно соотносятся с холерическим и флегматическим темпераментами этой западной системы. В обеих системах они определяются терминами, обозначающими соответственно желчь и слизь.

Вата соотносится в первую очередь с меланхолическим темпераментом. Она склонна к депрессии, слабости почек и к тем хроническим и истощающим заболеваниям, которые считались свойственными этому темпераменту. Высокая Вата также придает выделениям темный оттенок (черная желчь). И то и другое астрологи приписывали неблагоприятному расположению Сатурна в гороскопе и его холодному, сухому и темному влиянию.

Сангвинический темперамент, как правило, оказывается здоровым состоянием равновесия трех других темпераментов (хотя иногда его тоже соотносят с Ватой). Таким образом, с точки зрения фундаментальных принципов древняя западная медицина и Аюрведа обнаруживают значительное сходство. Но, как это обычно бывает, у каждой из этих систем есть свои особенности, непереводимые на язык понятий другой системы.

В средние века и в эпоху Возрождения торговцы пряностями привозили в Европу много аюрведических трав. Алхимия, популярная в то время повсюду — от Европы до Китая, — исходила из Аюрведы, в которой мощная алхимическая основа сохранилась до наших дней. Оказывается, что такие великие врачеватели тех времен, как Хильдегард из Бингена (Германия, XII век), широко использовали аюрведические травы (например пиппали и калган), а также многие препараты из драгоценных камней и минералов, которыми знаменита Аюрведа.

Марсилио Фичино, прославленный философ эпохи Возрождения и переводчик трудов Платона, в своей «Книге жизни» и других трудах по медицине упоминает многие травы и рецепты, похожие на аюрведические, например, травы «чебулан», «эмблика» или «трифера» и бальзам из них (в Аюрведе из этих трав делают состав Трипхала), а также приготовление джема из алоэ, шафрана, корицы и гвоздики и употребление его вместе с золотой или серебряной фольгой (в Аюрведе из этих и других трав также делают джемы, которые нередко принимают также с золотой и серебряной фольгой, как, например, джем Чьяванпраш). Травы и препараты, применявшиеся тогда в Европе, были ближе к аюрведическим средствам, чем к средствам аллопатической медицины или западной фитотерапии более позднего времени.

Таким образом, изучая Аюрведу, мы открываем для себя нашу собственную, утерянную много веков назад духовную традицию целительства. Концепция дош дает нам ключ к пониманию различных систем конституциональной медицины, существующих по всему миру.

Posted in Аюрведическая терапия.