Ведическое знание и йога

Восхищаясь красотой и глубиной Аюрведы, не следует забывать, что она является лишь небольшой частью обширного ведического знания.

В течение многих веков мудрецы и простые жители Индии оглядывались на достижения просветленного Золотого века, именуемого также Ведическим веком. В то время страной правили цари, которые следовали воле мудрецов. Духовность пронизывала собой всю жизнь, средоточием которой были различные формы внутреннего и внешнего поклонения всевозможным проявлениям божественного. Вся жизнь была йогой.

Ведический век завершился ко времени Кришны, за несколько столетий до Будды, с которым связано начало современной истории Индии. Единое ведическое учение древности разделилось на несколько направлений, и возникли различные, нередко противоречащие друг другу, системы духовного знания. В большой степени ведический дух сохранили йога и Веданта. Благодаря им Веды продолжали оставаться путеводным светом для всей индийской культуры. Ведическое знание можно назвать йогическим знанием. Термин «йога» впервые встречается в ведических мантрах для обозначения контроля над умом, цель которого — достичь духовного просветления (Ригведа V, 80.1).

Из всех отраслей ведического знания, наверное, Аюрведа в наибольшей степени сохранила первоначальную ведическую терминологию (например Агни и Сома), хотя многие духовные оттенки этих слов оказались забытыми.

Сами же ведические первоисточники серьезно не изучались в Индии со времен Кришны, то есть свыше трех тысяч лет. Любознательность европейцев способствовала возрождению интереса к этим текстам на их родине; произошло это более ста лет назад. Появилась целая плеяда толкователей Вед и Веданты, среди которых самые выдающиеся — Свами Вивекананда, Свами Рама Тирта, Шри Ауробиндо, Гангадар Тилак и Свами Даянанда Сарасвати. Все они хорошо известны и глубоко почитаемы в Индии.

Ниже излагается суть холистической системы лечения, построенной на основе ведического знания и включающей в себя принципы йоги и Аюрведы. Исходя из собственного опыта изучения Вед я попытался здесь воплотить целостный подход.

Принципы холистической системы лечения, основанной на ведическом знании

В данной системе можно выделить четыре уровня, на каждом из которых существуют свои методы обретения целостности, то есть исцеления. Эти уровни соответствуют трем телам и истинному «Я» человека. Физическое тело состоит из материи, астральное — из мыслей и чувств, каузальное тело представляет собой перевоплощающееся тело, состоящее из идей и архетипов.

1. АЮРВЕДА — наука физического исцеления: применение диеты, трав, физиотерапии.

2. АСТРОЛОГИЯ — наука астрального исцеления: использование мантр, драгоценных камней, цветотерапии и различных ритуалов. Здесь находят применение и системы йоги в их более низких (оккультных) формах.

3. ЙОГА — наука каузального исцеления: йога и медитация. Этот уровень включает в себя все основные системы йоги (джнана-йогу, хатха-йогу, раджа-йогу, карма-йогу, бхакти-йогу) в их высших формах, в том числе высший аспект тантры.

4. САМОПОЗНАНИЕ — наука трансцендентного исцеления: самоисследование. Это высший аспект джнана-йоги (йоги знания), однако посвящение себя божественному, составляющее суть бхакти-йоги, тоже приводит ищущего к этой цели.

ПЯТЬ ОБОЛОЧЕК И МЕТОДЫ ИХ ИСЦЕЛЕНИЯ

Согласно данной системе, человек состоит из трех тел и пяти оболочек, из которых витальная соединяет физическое тело с астральным, а интеллектуальная — астральное с каузальным.

Физическая оболочка          Диета, травы, асаны

Витальная оболочка            Травы,драгоценные камни,пранаяма

Ментальная оболочка          Мантры (пратьяхара)

Интеллектуальн.оболочка  Медитация (дхарана, дхьяна)

Оболочка блаженства         Слияние, растворение (самадхи)

Йога и Аюрведа

Эти методы исцеления, связанные с пятью оболочками, соответствуют восьми разделам классической йоги. Первые два — яма и нияма — обеспечивают внутреннюю и внешнюю чистоту, включающую в себя правильное мировоззрение и наличие духовных ценностей в жизни, правильный образ жизни и определенный режим для каждой из пяти оболочек. Эти два раздела составляют основу йоги, без них йогическая практика может привести к нежелательным результатам.

Принципы ямы: отказ от насилия, правдивость, контроль над сексуальной энергией, недопустимость воровства, отсутствие привязанности.

Принципы ниямы: самопознание, чистота, удовлетворенность, самодисциплина и преданность божественному. Врачу, представлявшему аюрведическую традицию, надлежало жить, строго соблюдая эти этические нормы.

Следующие три раздела составляют внешний аспект йоги; они гармонизируют нашу внешнюю природу, позволяя раскрыться нашей истинной сущности.

Асаны — это особые позы, выравнивающие энергии физического тела. Они дают физический покой.

Пранаяма — это практика гармонизации и расширения жизненной силы. Она приносит эмоциональный покой и умиротворяет нашу витальную природу.

Пратьяхара — это преодоление рассеянности ума и направление внимания внутрь, что дает покой уму.

Последние три раздела образуют внутренний аспект йоги, квинтэссенцию всей системы. Это медитативные практики, которые могут выполняться с использованием формы (медитация на определенном объекте) или без нее (медитация на нашем собственном высшем «Я»). В последнем случае речь идет о высшей, истинной медитации, в то время как первый вид медитации ближе к внешнему аспекту йоги.

Дхарана — это внимание: сознание полностью концентрируется на том, на что мы его направляем.

Дхьяна — это медитация: сознание сливается с объектом нашего внимания. В обеих этих практиках еще принимает участие интеллект.

Самадхи — состояние растворения сознания в объекте медитации и слияние с ним. Это непосредственное восприятие истины, когда наблюдающий одновременно является и наблюдаемым.

Для того чтобы достичь успеха в практике необходимо обладать вивекой и вайрагьей. Вивека — это способность к различению, при помощи которой человек отличает реальное от нереального, истинное от ложного, вечное от преходящего, истинную радость от мимолетного удовольствия. Вайрагья — это отсутствие эгоистических эмоциональных реакций, затуманивающих наше восприятие. Из этих двух понятий вытекает принцип абхьясы — превращение всей повседневной жизни в практику. Именно абхьяса определяет наш успех в йоге..

Цель Аюрведы — помочь нам обрести физическое и психическое здоровье, чтобы мы могли следовать путем йоги. Аюрведические режимы основываются на йогических принципах ямы и ниямы и способствуют их соблюдению. Знание Аюрведы очень актуально в практике внешних разделов йоги — асан и пранаям, которым уделяется особое внимание в хатха-йоге, поскольку они, как и Аюрведа, нацелены на гармонизацию и очищение тела.

Данная система, объединяющая йогу и Аюрведу, отражает естественное стремление всего живого к восстановлению единства с божественным источником, а не какую-то религиозную догму, которой мы обязаны следовать. Она может сопутствовать любой религии или использоваться вне какой бы то ни было религии, ибо истинная религия — это само бытие.

Posted in Аюрведическая терапия.